Карта сайта

Ks. Rościsław Kozłowski

Koncepcja Kościoła w myśli teologicznej Mikołaja Afanasjewa. Warszawa 1990.

ИЗЛОЖЕНИЕ

В настоящей работе исследована проблема, как представляется идея Церкви в богословском мышлении Николая Афанасьева. Задачей диссертации было систематическое представление его экклезиологии, попытка оценки предпосылок, а также указание значения этого новейшего течения в современной православной экклезиологии.

После начертания фона эпохи, в которую жил и действовал прот. Николай Афанасьев (1893—1966), и ознакомления с его богословским достоянием мы указали, что характерная черта его экклезиологии есть концепция Церкви как евхаристического собрания новозаветного народа Божия под руководством своих предстоятелей — епископов и пресвитеров. Подтверждение своим взглядам Афанасьев находит в учении Нового Завета, а также в экклезиологии св. Игнатия Богоносца и св. Киприана Карфагенского. Большое влияние на Афанасьева оказало православное русское богословие (м.пр.о.С. Булгаков), а также частично протестантское богословие (Р. Зом).

По Афанасьеву, Христианская Церковь является продолжением ветхозаветного Народа Божия; Церковь установлена Христом на Тайной вечери, а эмпирически актуализировалась в день Пятидесятницы, когда было совершено первое евхаристическое собрание, ставшее основой существования Церкви. Евхаристическое собрание предполагает существование предстоятеля данной поместной Церкви, служение которого было ядром иерархического строя Церкви.

С понятием, существа Церкви тесно связаны её свойства. Афанасьев подробно рассматривает только некоторые свойства Церкви, а именно: соборность и единство в связи с проблемой соединения Церквей. Согласно мнению Афанасьева, соборы не являются непогрешимыми сами по себе; непогрешимое есть всё тело Церкви. Поэтому необходимо согласие и рецепция соборных постановлений всей Церковью. По своей природе Церковь неделима. Что касается церквей православной и римско-католической, то в данном случае наступила «сепарация» этих Церквей. Возвращение к единству Церкви возможно только посредством Любви (1 Кор. 13,4), которая самым совершеннейшим образом реализуется в Евхаристии, совершаемой действительно и действенно в обоих христианских Церквах. С единством Церкви тесно связан вопрос примата, который в Православной Церкви понимается в смысле служения, благодати, а не в юридическом смысле.

Структура Церкви отличается духовно-благодатным характером. Основой жизни и деятельности Церкви является Святой Дух, Которого дары получают все члены Тела Христова для служения в Церкви. Иерархичность Церкви вытекает не только из её евхаристической природы, но также из царственно-священнического достоинства членов Народа Божия. Проявлением организованной Церкви является её евхаристическое собрание. Трёхстепенная иерархия имеет апостольское преемство, благодаря которому обеспечено благодатное тождество и единство Церкви. Важное место в структуре Церкви занимает лаикат, т.е. все члены Народа Божия.

Из пневматическо-харизматической природы Церкви проистекают её разнообразные служения. В Церкви существовали (и существуют) и особые, специфические служения (апостолы, евангелисты, пророки, учители), и служения иерархические (епископы, пресвитеры‚ диаконы), имеющие благодатный и служебный характер. Служения мирян в Церкви проявляются главным образом в трёх направлениях: 1)в священнодействиях, 2) в церковном управлении и 3) в церковном учительстве. В первом отношении лаики являются сослужителями своих предстоятелей в евхаристическом собрании. Св. таинства и богослужения совершает Народ Божий во главе со своим предстоятелем. В области церковного управления верные принимают участие через рассуждение, испытание и свидетельствование о всём, что совершается в Церкви. Право учительства в Церкви в современной практике принадлежит главным образом епископам и пресвитерам. Священнический Народ Божий испытывает и свидетельствует о проповедуемой ими истине.

Экклезиология Н. Афанасьева нашла свой живой отзвук в православном и инославном богословии. Видными сторонниками доктрины Афанасьева явились его ближайшие ученики и сотрудники: И. Мейендорф, А. Шмеман, П. Евдокимов, О. Клеман, еп. Петр (Л’Юилье), а также еп. Каллист (Уэр), И. Зизиулас и другие, которые во многих пунктах развили дальше учение Афанасьева, касающееся м.пр. богословия поместной Церкви и богословия лаиката. Экклезиологией Н. Афанасьева заинтересовались также римско-католические богословы: Б. Шульце, Л. Буайе, Э. Ланн, П. Планк, В. Гриневич и другие, которые не только высоко её оценили, но во многих случаях восприняли некоторые её элементы. Из протестантских богословов надо вспомнить К.Х. Фельми, который высказывался. в духе учения Афанасьева.

В самом деле, экклезиология Н. Афанасьева может быть рассматриваема как бесценная попытка преодоления институционализма, юридизма, иерархизма и индивидуализма в учении о Церкви. Через подчёркивание центрального значения Евхаристии, а также евхаристического собрания в качестве поместной Церкви, Н. Афанасьев помог перенести главный акцент на харизматическую, сакраментальную, общинную и служебную природу Церкви. Весьма сильно подчеркнул роль лаиката в Церкви и припомнил, что служение иерархии в Церкви имеет харизматический характер.

Вклад богословской мысли прот. Николая Афанасьева в общую сокровищницу современного экклезиологического ведения является поэтому неоспоримым.