Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]

Карта сайта

ЮНГЕРОВ Павел Александрович (1856-1921), рус. правосл. библеист-ветхозаветник. Род. в Самарской губ. в семье священника. Отец его был выдающимся пастырем [ Святой праведный Александр Чагринский - А.П.]. По словам Ю., к нему «за духовным советом народ сходился не десятками, не сотнями, а тысячами». Влияние отца укрепило в будущем ученом глубокую религиозную настроенность, к-рую он сохранил до конца дней. Завершив курс в Самарской ДС, Ю. поступил в Каз. ДА, к-рую блестяще окончил в 1879. Тогда же им была защищена дисс. «История и значение пророческого служения в иудейском народе» и началась его преподавательская деятельность в академии.

Ю. посвятил свою педагогич. и науч. работу *исагогике, *экзегезе и переводу книг ВЗ. Во многом ему пришлось работать самостоятельно, поскольку в годы его студенчества (после хиротонии *Тихона Клитина) кафедра ВЗ была вакантной. Ориентиром для Ю. служили труды казанского проф. по каф. НЗ М.И.*Богословского. Пробные лекции Ю. касались экзегезы отд. мест Исх и библ. истории миротворения (ПС, 1880, № 4). В 1880 он получил степень магистра за работу, к-рая обобщила ветхозав. учение о *посмертном бытии («Учение ВЗ о бессмертии души и загробной жизни», Каз., 1882).

В 1888, несмотря на стесненные материальные обстоятельства, Ю.  отправился на Восток, где изучал библ. *археологию и *древнееврейский язык, а в 1889 слушал лекции протестантских библеистов в ун-тах Берлина и Лейпцига. Из своих занятий Ю. вынес убеждение, что «православный русский толковник имеет право и долг уяснять буквально-исторический смысл ветхозаветных писаний и пользоваться выработанными в современной западной исторической, археологической и ориенталистической науке данными и выводами, но не забывать и высшего Христо-пророчественного и морального смысла их, раскрытого отцами Церкви,  и его всесторонне раскрывать и утверждать».

Эти принципы Ю. привел в своем обширном труде «Книга прор. Михея. Библиологич. и экзегетич. исследование» (Каз., 1890), к-рый включал евр., греч. и слав. текст Мих с рус. переводом и комментариями. Особое внимание ученого было направлено на выработку критериев, позволяющих выбрать из евр. текста и древних переводов наиболее древнее прочтение. За аналогичный труд о Кн. прор. Амоса (Каз., 1897) Ю. был удостоен степени доктора.

Область библ. *богословия Ю. обогатил работой «Вероучение Псалтири, его особенности и значение в общей системе библ. вероучения» (Каз., 1897). Исследователь подошел к Псалтири не просто как к древнему памятнику, а как к живому боговдохновенному свидетельству веры.

Но гл. делом жизни Ю. стало создание первого в России научного свода ветхозав. исагогики, а также его перевод ВЗ на рус. язык.

До Ю. в рус. правосл. исагогич. лит-ре существовали лишь изданные посмертно записи лекций митр.*Филарета (Дроздова) и еп.*Михаила (Лузина). Но прогресс библ. науки требовал нового обобщающего труда. Ю. хотел, чтобы он служил не только в качестве академич. пособия, но и адресовал его всем интересующимся Библией. Сначала он печатал многочисл. исагогич. статьи в «Православном Собеседнике», а затем объединил их в книге «Общее историко-критич. введение в свящ. ветхозав. книги» (Каз., 1902). Курс включал историю происхождения свящ. книг, историю *канона, текста и переводов, а в 1910 в дополнение к книге вышел в Казани его «Очерк истории толкования свящ. ветхозав. книг Свящ. Писания», к-рый в том же году был включен во 2-е изд. его исагогики.

За этой работой последовал цикл статей о происхождении отдельных книг ВЗ, объединенный в 1907 в двухтомный курс «Частное историко-критич. введение в свящ. ветхозав. книги».

Оба труда подвели итог рус. *старой исагогике. Ю. отклонил как недостаточно обоснованные все теории *новой исагогики о происхождении книг ВЗ. В частн., он отверг и *документарную теорию происхождения Пятикнижия, и теорию коллективного авторства Кн.Исайи.

Работая как переводчик ВЗ, Ю., в отличие от создателей *син. перевода, основывался на *Септуагинте. Лишь во вторую очередь он обращался к *масоретскому тексту и слав. переводу. Свои переводы свящ.  книг Ю. предварял краткими вводными статьями, в к-рых рассматривал гл. обр. филологич. проблемы и указывал лит-ру. Переводы были снабжены подстрочными примечаниями. Этот труд Ю. *Глубоковский охарактеризовал как «великий научно-церковный подвиг». Переводы публиковались в «Православном Собеседнике» (а затем отд. оттисками) в след. последовательности:  Притч (1908), Ис (1909), Иер и Плач (1910), Иез (1911), Дан (1912), *Малые пророки (1913), Еккл и Песн (1916). Перевод Псалтири был издан в Казани [1915] и переиздан в Пекине миссионерским обществом (1925).

u Основные идеи и характер ветхозав. учения о бессмертии души в сравнении с учением египтян и персов, ПС, 1883, т.I; Внебибл. свидетельства о событиях, описываемых в кн. прор. Даниила, Каз., 1889; Кн. Есфирь и внебибл. памятники, Каз., 1891; Псалтирь и ее значение в связи с заключающимся в ней вероучением, Каз., 1894; Канон ветхозаветный, ПБЭ, т.8, с.274-94.

l Празднование двадцатипятилетия службы проф. П.А.Ю., ПС, 1905, № 1; ЭСБЕ, т.41.


"Библиологический словарь" свящ. А. Меня

Юнгеров Павел Александрович (1856-1921)

Павел Александрович Юнгеров родился в 1856 году. По окончании Казанской Духовной Академии был оставлен на кафедре Священного Писания Ветхого Завета. В 1882 году Павел Александрович защитил магистерскую диссертацию на тему «Учение Ветхого Завета о бессмертии души и загробной жизни», а в 1897 году за труд «Книга пророка Амоса. Введение, перевод и объяснение» ему была присуждена ученая степень доктора богословия.

Профессор Юнгеров оставил большое количество трудов по истории, критике и толкованию Священного Писания. Его курс «Общее историко-критичес-кое введение в Священные Ветхозаветные книги», удостоенный премии митрополита Макария, явился своего рода итогом русской ветхозаветной апологетической исагогики. Профессор М.И. Богословский, подробно изучивший эту работу, называл ее «капитальнейшим трудом в нашей библейской исагогической литературе».

Павел Александрович Юнгеров скончался в 1921 году.

Печатные труды

1649. Библейский характер видения пророка Иезекииля при его призвании к пророческому служению // Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1884—1885.

439

1650.  Вероучение Псалтири: Его особенности и значение в общей системе Библейского вероучения. — Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1897. — 149 с.

1651.  Вероучение Псалтири: Учение о смерти и загробной жизни // Правосл. собеседник. — 1897. — Ч. 1. — С. 323—343.

1652. Внебиблейские свидетельства о событиях, описываемых в Книге пророка Даниила. — Казань: Тип. Имп. ун-та, [1888]. — 39 с.

То же // Правосл. собеседник. — 1888. — Янв. — С. 12—50.

1653.  Внешний вид Ветхозаветного текста // Правосл. собеседник. — 1900. — Ч. 2. — С. 483—494.

1654. Внутренняя история Ветхозаветного Священного текста // Правосл. собеседник. — 1901. — Ч. 1. —С. 381—397; Ч. 2. — С. 26—64, 285—304.

1655. Древние переводы Священного Писания Ветхого Завета // Правосл. собеседник. — 1902. — Ч. 1. — С. 161—210, 305— 316, 465—473; Ч. 2. —С. 3—25.

1656. Единство, систематичность и исторический характер Книги Иисуса Навина // Правосл. собеседник. — 1905. — Март.

1657.  Единство, систематичность и исторический характер Книги Судей // Правосл. собеседник. — 1905. —Апр.

1658.  Единство, систематичность и исторический характер Пятокнижия // Правосл. собеседник. — 1904. —Янв.

1659. Жизнь пророка Исайи и современное ему политическое состояние Царств языческого и иудейского // Правосл. собеседник. — 1885. — Ч. 2. — С. 381—408.

1660. История вопроса о подлинности Книги пророка Исайи // Правосл. собеседник. — 1886. — Янв.

1661.  История канона Священных Ветхозаветных книг в Новозаветной Церкви // Правосл. собеседник. — 1900. — Ч. 1. — С. 221—239, 329—343, 486—503, 645—663.

1662.  Книга Есфирь и внебиблейские памятники. — Казань: Тип. Имп. ун-та, 1891. — 44 с. — Отт. из: Правосл. собеседник. — 1891.

440

1663. Книга Иова: В русском переводе с греческого текста LXX: С введением и примечаниями. — Центр, тип., 1914. —VIII. 92 с. — Отт. из: Правосл. собеседник. — 1914.

1664. Книга Притчей Соломоновых: В русском переводе с греческого текста LXX: С введением и примечаниями. — Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1908. — 153 с. — Отт. из: Правосл. собеседник. — 1908.

1665.  Книга пророка Аввакума: Опыт историко-критического и экзегетического исследования. — М., 1887. — 97 с. — Из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1885—1886.

1666. Книга пророка Амоса: Введение, перевод и объяснение: (Докт. дис]. — Казань: Типо-лиг. Имп. ун-та, 1897. — LV, 209, 44 с.

1667. Книга пророка Даниила в русском переводе с греческого текста: С введением и примечаниями. — Казань: Центр, тип., 1912. — 62 с. — Отт. из: Правосл. собеседник, 1912.

1668.  Книга пророка Иезекииля в русском переводе с греческого текста LXX: С введением и примечаниями. — Казань: Центр, тип., 1911. —VIII, 156 с. — Библиогр.: с. VIII. —Отт. из: Правосл. Собеседник. — 1911.                                                                      )

1669. Книга пророка Иеремии и Плач Иеремии: В русском переводе с греческого текста LXX: С введением и примечаниями. — Казань: Центр, тип., 1910. —X, 176 с. — Отт. из: Правосл. собеседник. — 1910.

1670.  Книга пророка Исайи: В русском переводе с греческого текста LXX: С введением и примечаниями. — Казань: Центр, тип., 1909. — VIII. 202 с. — Отт. из: Правосл. собеседник. — 1909.

1671. Книга пророка Михея: Библиологическое и экзегетическое исследование. — Казань: Тип. Имп. ун-та, 1890. — LXVI, 372, VII с. — Библиогр.: с. LXIV—LXVI.

1672. Книги XII малых пророков в русском переводе с греческого текста LXX: С введением и примечаниями. — Казань: Центр, тип., 1913. —VIII, 132 с. —Отт. из: Правосл. собеседник. —1913.

1673. Книги Екклезиаст и Песнь Песней: В русском переводе с греческого текста LXX: С введением и примечаниями. — Казань: Центр, тип.,  1916. — 66 с. — Отт. из: Правосл. собеседник. — 1916.

441

1674. Неканонические книги Ветхого Завета. — Казань: Центр, тип., 1907. — 136 с.

То же // Правосл. собеседник. — 1907. — Июль — авг. — С. 1— 104; 1908. — Июль — авг. — С. 105—136.

1675. О Книге пророка Амоса: Систематическое изложение обличительных и пророческих речей пророка Амоса: Отношение пророка Амоса к другим пророкам израильского и иудейского Царств // Правосл. собеседник. — 1897. — Июль. — С. 3—22.

1676.  Общее историко-критическое введение в Священные Ветхозаветные книги. — Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1902. — XV, 591 с.

То же. — 2-е изд. — Казань: Центр, тип., 1910. — 524, 3 с.

 

1677. Основные идеи и характер Ветхозаветного учения о бессмертии души в сравнении с учением египтян и персов: Речь перед публичной защитой магистерской диссертации «Учение Ветхого Завета о бессмертии души и загробной жизни» // Правосл. собеседник. — 1883. — Ч. 1.—С. 3—13.

1678. Отзыв о сочинении В. Протопопова «Переход евреев через Чермное море» // Правосл. собеседник. — 1897. — Май. — С. 136—147.

1679. Отзыв о сочинении Никанора, епископа Гродненского на степень доктора богословия под заглавием «Экзегетико-крити-ческое Послание св. Апостола Павла к евреям». Казань, 1904 // Правосл. собеседник. — 1908. — Май. — С. 50—58.

1680. Отзыв о сочинении проф. С. Терновского «Очерки из цер-ковно-исторической географии» // Правосл. собеседник. —1902. — Сент. — С. 4.

1681. Очерк истории толкования Ветхозаветных книг Священного Писания. — Казань: Центр, тип., 1910. — 50 с. — Отт. из: Правосл. собеседник. — 1910.

1682.  Первый вопрос «Общего введения в Священные Ветхозаветные книги» // Правосл. собеседник. — 1899. — Ч. 2. — С. 118— 130.

1683.  Повествование о творении мира и человека в первой, рторой и пятой главах Книги Бытия, в отношении к вопросу о происхождении и писателе книги /•/ Правосл. собеседник. — 1880. — Апр. — С. 394—414.

442

1684. Подлинность пророчества Исайи о падении Вавилона // Правосл. собеседник. — 1886. — Ч. 1. — С. 103—118.

1685.  Подлинность пророчества Исайи о моавитянах // Правосл. собеседник. — 1886. — Ч. 1. — С. 339—344.

1686.  Положительные доказательства подлинности Второзакония // Правосл. собеседник, — 1904. — Ч. 1. — С. 645—654.

1687.  Положительные доказательства подлинности Пятокни-жия // Правосл. собеседник. — 1904. — 4.1.

1688. Происхождение и историчность книг Ездры и Неемии // Правосл. собеседник. — 1905. — Окт. — С. 189—201.

1689. Происхождение и историчность книг Паралипоменон // Правосл. собеседник. — 1905. — Сент. — С. 189—201.

1690. Происхождение и историчность 1-й и 2-й книг Царств // Правосл. собеседник. — 1905. — Июнь. — С. 197—211.

1691. Происхождение и историчность 3-й и 4-й книг Царств // Правосл. собеседник. — 1905. — Июль. — С. 399—424.     M,ri t 1(    .

1692.  Происхождение Книги Иова // Правосл. собеседник. — 1906. — Март. — С. 321—339.

1693.  Происхождение Псалтири // Правосл. собеседник. — 1906. — Март.

1694.  Псалтирь в русском переводе с греческого текста LXX: С введением и примечаниями. — Казань: Центр, тип., 1915. —XIV, 224 с. — Отт. из: Правосл. собеседник. — 1915.

1695. Псалтирь и ее значение в связи с заключающимся в ней вероучением: Речь, произнесенная в торжественном годичном собрании Казанской Духовной Академии 8 нояб. 1894 г. — Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1894. — 28 с. — Отт. из: Правосл. собеседник. — 1894.

 

1696.  Пятокнижие Моисея в греко-славянском и русском переводах // Правосл. собеседник. — 1917. — Янв. —февр. — С. 33— 41: Март — май. — С.  121—136; Июнь — сент. — С. 273—296; Окт. —дек. — С. 409—425.

1697. Сведения о пророке Михее и времени его жизни // Правосл. собеседник. — 1887. — Окт. — С. 121—134; Дек. — С. 374—

443

381; 1888. — Март. — С. 279—301: Апр. — С. 469—487; 1889. — Апр. — С. 33—48; Июль. — С. 49—64; Авг. — С. 113—128; 1891.— Февр. — сент. — С. 129—372.

1698. Словарь к Псалтири: Отзыв о сочинении «Справочный и объяснительный словарь к Псалтири» П. Гильтебрандта, представленном на соискание премии митрополита Макария. — [Казань, 1897]. —10 с.

То же // Христиан, чтение. — 1900. — Сент. — С. 453—462.

1699. Учение Ветхого Завета о бессмертии души и загробной Жизни: [Магист. дис]. — Казань: Унив. тип., 1882. — [4], XII, 148 с.

1700.  Частное историко-критическое введение в Священные Ветхозаветные книги. — Казань: Центр, тип., 1907.

Вып. Г. Книги законоположительные, исторические и учительные. — XI, 390 с.

Вып. 2: Пророческие и неканонические книги. — 298, II с.

Литература о жизни и деятельности  

 

1701. Богословский М.И. Отзыв о сочинении ординарного профессора П.А. Юнгерова под заглавием «Общее историко-критичес-кое введение в Священные Ветхозаветные книги», рекомендованном на премию преосвященного митрополита Московского Макария // Правосл. собеседник. — 1907. — Сент. — С. 1—44.

1702. Мышцын В.Н. Отзыв на книгу проф. П. Юнгерова о пророке Амосе // Богослов, вестник. — 1897. — Нояб. — С. 555—563.

РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-БОГОСЛОВЫ

Историки Церкви. Исследователи и толкователи Священного Писания

Биобиблиографический указатель. 2-е изд. М.: Пашков дом, 2001.

См. также:

Словарь к Псалтири. Отзыв о сочинении "Справочный и объяснительный словарь к Псалтири" П. Гильтебрандта // Христианское чтение, 1900, ч. 2. - 0,7 Mb (djvu)

«Вероучение Псалтири, его особенности и значение в общей системе библ. вероучения» - 2,3 Mb (djvu)

Жизнь пророка Исаии и современное ему политическое состояние царств языческих и Иудейского // Православный собеседник, 1885, т. II. - 1,2 Mb (djvu)

Псалтирь и ее значение в связи с заключающимся в ней вероучением. Казань, 1894. - 0,9 Mb (djvu)

Учение Ветхого Завета о бессмертии души и загробной жизни. Казань, 1882. - 5,3 Mb (djvu)

Введение в Ветхий Завет. Кн.1.

Введение в Ветхий Завет. Кн.2.

Характер и основные мысли пророчеств Амоса.Казань, 1897

Книга Иова (пер. П.А.Юнгерова)

Псалтирь (пер. П.А.Юнгерова)

Книга притчей Соломоновых (пер. П.А.Юнгерова)

Книга Екклесиаста, или Проповедника (пер. П. Юнгерова)

Книга Песни Песней Соломона (пер. П.А.Юнгерова)

Книга Плач Иеремии (пер. П.А.Юнгерова)

Книга пророка Даниила (пер. П.А.Юнгерова)

Книга пророка Иоиля (пер. П.А.Юнгерова)


Об отце - Святой праведный Александр Чагринский

 

Rambler's Top100
Festool инструмент
Интернет-магазин крепежа и инструмента
ftrussia.ru