Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]

Карта сайта

Страничка П.А. Юнгеров

Павел Юнгеров

 

Характер и основные мысли пророчеств Амоса

(Книга пророка Амоса: введение, перевод и объяснение. Казань, 1897)

 

 

Личность пророка Амоса представляет ту единственную в ветхозаветной истории особенность, что он происходил из пастухов бедных, питался сикоморами, родился и жил в Иудейском царстве, внезапно призван был Господом от стад и послан в чуждое ему Израильское царство на пророческое служение. Так, не связанный узами родства, воспитания, жизни с Израильским царством, он свободно и небоязненно возвещал, что ему Господом было открываемо о судьбе этого царства. Ближе других личностей служение и личность Амоса могут быть уподоблены ревнителю Илии, из своей пустыни являвшемуся на обличение Израиля. Так и Амос из Фекойской пустыни и из другого царства внезапно взят и послан был Господом к Израилю - возвестить ему горе (6:1). И подобно же Илии, Амос небоязненно возвещал погибель от меча царю (7:9), священникам (7:10-17), вельможам и всему Израильскому царству, притом погибель последнего окончательную, всецелую и безвозвратную (6:10. 8:11-12).

В своих пророчествах о судьбе израильского и языческих народов пророк Амос являлся для Израиля провозвестником величия и правды Божиих, ужасающих грешников (1:2. 4:13. 5:8. 8:8. 9:5-6). Но божественное всемогущество, отчетливо и пластично изображаемое пророком (1:2. 4:12-13. 9:5-6 и др.), не произвольно действует в мире и не возбуждает в человеке мысли о фатализме, а правит человеком на основании нравственного законоположения, свидетельствуемого собственною совестью человека (1:3. 2:5. 5:4. 6:14 и др.). Подобно пророку Илии, Амос должен был раскрытием этой истины пробудить израильский народ от его нравственного извращения и усыпления. Не зараженный внешним блеском и мирским образованием, житель пустыни Амос тем глубже должен был чувствовать крайнюю порчу нравов, господствовавшую в дворцах князей и в домах богачей, проявлявшуюся в ежедневном поиске удовольствий и счастья, соединенных с забвением Бога. Осуждаемая пророком роскошь (2:7. 3:9-10. 6:5-6) составляла плод многочисленных несправедливостей, была источником новых неслыханных притеснений и основанием, по которому многие не вникали в действительное печальное состояние Израильского царства и не болезновали о бедствии Иосифа (6:4-6), которое Богом открыто было пророку. Чуждый по происхождению Израильскому царству, пророк возвещал за указанные преступления все грозные на него суды Божии, единственные в пророческих писаниях (6:10. 8:11-12). Впрочем, неумолимо-строгий пророк имел сердце, глубоко сочувствующее народным страданиям и даже священнически-ходатайственное за народ: Амос не только возвещал неумолимо-грозные суды Божии, но и оплакивал гибель Израильского царства в элегических похоронных песнях (5:1) и даже молился за грешных своих соплеменников (7:2,5).

Ненавидя всею чистою душою пастуха современную роскошь и нравственную распущенность, ненавидя душою притесняемых бедняков современные неправды и насилия, пророк Амос со всем пламенем изрекал слово божественного откровения о грехах народа и судах Божиих, коих не мог не страшиться, как рыкания льва (3:8). И своим грозным голосом пророк устрашал современников, как лев своим рыканием (3:4). Проникнутый сознанием нравственного долга и обязанностей, пророк был непоколебимым защитником правды Божией и человеческой, борцом за притесняемых неправдою и порицателем творцов неправды, к каким бы классам израильского общества они ни принадлежали (3:10. 5:10-12,24. 6:6. 8:4-6) и даже в каком бы народе они ни жили. Так, он порицает филистимлян, тирян и моавитян за преступления их не только пред евреями, а и пред другими народами языческими (1:6,9. 2:1). Пусть, как вода, течет суд, и правда - как сильный поток! (5:24) - вот характернейшее, с этой стороны, изречение Амоса. В связи с этим изречением может быть понято и изложено и его вероучение и нравоучение.

Вероучение Амоса несомненно носит общебиблейский ветхозаветный характер. И если обращать внимание на общеупотребительные у пророка имена Божии, то нужно будет отметить следующее: Иегова (51 раз), Елогим (1 раз), Адонаи (3 раза), Адонаи Иегова (очень часто), Иегова Бог воинств (3 раза). Из этих имен Божиих можно делать, пожалуй, косвенный вывод о том, что пророк преимущественно раскрывает учение о Боге-Царе и Владыке мира и еврейского народа (Иегова). В соответствие этому косвенному выводу, можно указать на учение пророка о Боге, как существе всемогущем, грозном и величественном. Так и начинаются речи Амоса: Возгремит Господь с Сиона, из Иерусалима даст глас Свой, - и восплачут хижины пастухов, увянет вершина Кармила (1:2). На то же величие Иеговы можно видеть указание в словах пророка: Он образует горы и творит ветер (4:13), колеблет землю, как нильские воды (9:6), творит семизвездие и Орион и украшает небо (5:8). Он всемогущ. Он превращает день в смертную тень и разливает воду морскую по лицу земли (5:8), делает плодородною и бесплодною землю (9:13. 4:6-10), размножает и губит народы болезнями и язвами (4:8-10), землетрясениями (4:11), короче, нет бедствия, которое было бы не Господом попущено (3:6). То же величество и могущество Господа проявляется в истории: в изведении евреев из Египта и истреблении пред ними сильных аморреев (2:9), в переселении филистимлян из Кафтора и арамлян из Кира (9:7), в стеснении Израиля во всех его пределах (6:14). Всемогущество Божие уясняется Его вездесущием и полною властью над всем и во всем видимом и невидимом: ни в преисподней, ни на небе, ни на вершине Кармила, ни на дне моря невозможно укрыться от Его гневных очей и мощной руки (9:2-5). В параллель со столь всемогущим Иеговой невозможно, по взгляду пророка, существование и почитание языческих богов. Поэтому существование и история языческих народов зависит не от их языческих богов, а от единого истинного Бога - Иеговы (1:3. 2:3. 9:7); языческие же боги суть ни что иное, как ложь, придуманная и обманывающая человека (2:4. 5:26).

Раскрывая нравственные свойства существа Божия, пророк Амос преимущественно оттеняет правосудие и правду, как осуждение современному бесправию в Израильском царстве. Так, строгая речь на Израильское царство начинается возвещением Господня гнева за то, что израильские судьи продают правого за серебро и бедного за пару сандалий (2:6-7). В Самарии представляются Господу особенно гнусными бесчинство и притеснения бедных (3:9), угнетение нищих (4:1), построение богачами драгоценных домов и роскошная жизнь, основанная на насилиях и мздоимстве (2:8. 5:11-12), неправда и обман в торговле (8:4-6), ненависть к защитникам правды (6:10), нежелание поступать справедливо (3:10). Этот строгий суд посланника Божия на современную неправду несомненно указывает на отличительные достоинства пославшего его Правосудного Бога. С правдою пророк отождествляет и все высшее нравственное совершенство и благо человека: Ищите добра, а не зла… возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие (5:14-15). В тех же обличительных речах пророка можно видеть учение его о милости Господа к людям. Это положение особенно многократно раскрыто Амосом в видениях седьмой главы, в коих он все грядущие бедствия прекращает молитвою: Пощади, Господи Боже! Кто восстановит Иакова? Ведь он очень мал. И Господь отменяет исполнение видений (7:2-3,5-6). Святость Иеговы упоминается пророком в указании на Его святое имя, оскорбляемое и бесславимое поступками людей (2:7). Святость отождествляется со всем существом Божиим (4:2. 6:8). Святости Божией особенно гнусны высокомерие, жадность, роскошь, неправда, распутство Израиля (2:7. 4:2. 6:8). Главным же образом пророк раскрывает учение о правде Божией, требующей наказания грешным людям, от которого не спасают ни их призвание, ни надежды теократические, ни надежды на храм. Вездесущие, всемогущество, всеведение Божии раскрываются пророком лишь для выяснения господства правды Божией в мире и человеческой истории (сравн. 1-2:5. 5:24. 6:10,14. 8:11-14. 9:1-5).

Учение о Боге как Спасителе и о спасении людей пророк кратко излагает в заключительном обетовании, что Господь восстановит скинию Давидову, соберет Израиля, распространит истинное богопознание по всем народам (9:11-12).

Нравственное учение пророк раскрывает в обличительных речах. Пророк от лица Божия требует от слушателей умения поступать справедливо (3:10), быть безукоризненными пред язычниками (3:9), не бесславить святое имя Божие безнравственными поступками (2:7), требует душевного обращения к Богу (4:6-10), сердечной ненависти к злу и любви к добру и правде (5:14-15). Господу особенно ненавистно в израильтянах высокомерие (6:8. 8:7). Израиль есть народ "познанный" и избранный Богом из всех племен земных (3:2) и, как таковой, награжден ханаанской землею (2:9-10). За эти благодеяния Израиль должен свято чтить Иегову пред всеми народами (6:2). Но богопочтение Израиля должно проявляться не внешними обрядами: жертвами, приношениями, квасным, десятинами и т.п. (4:4-5), а любовью к добру и ненавистью к злу (5:15). Вообще во взаимных отношениях людей, по учению пророка, должны господствовать правда, сострадание, милость, жалость (1-2 глл.), особенно же правда (5:24). В Иуде Господу ненавистно нарушение Его законов и заповедей (2:4), в Израиле - притеснение бедняков, ненависть к обличителям (5:10). За это Господь обещает рассеять Израиля по народам (9:9), послать на него голод (4:6-7) и погибель от руки врагов (5:2-3). За нарушение той же правды и языческие народы ожидает погибель (1:3-2:3).

Несомненно, в книге пророка Амоса при тщательных поисках можно найти прямые или косвенные ответы на все частные вопросы ветхозаветного вероучения и нравоучения. Но в таких поисках нет особенной нужды и пользы. Мы указываем лишь особенно видные вопросы догматического и нравственного характера, раскрываемые Амосом. А эти вопросы могут быть сведены, в общем, к одному главному положению. Амос есть возвеститель правды Божеской и человеческой, к каким бы грозным и грустным последствиям ни приводила мысль о ней в применении к истории Израиля и других народов. Все другие пункты вероучения и нравоучения раскрываются пророком по связи и как бы на служение этому главному вопросу. В этом значение книги Амоса в ветхозаветном учении.

С другой стороны, на вероучении книги пророка Амоса нет особенной нужды долго и останавливаться. Как пророческое писание, она имеет в богословской науке значение не по вероучительным истинам, а по библейско-историческому своему положению. Книга пророка Амоса имеет значение в библейской истории и христианском богословии своею единственностью из той эпохи, к которой она принадлежит, и из того царства, которого касаются речи пророка. Правда, можно по царствованиям Иеровоама и Озии считать пророка Осию современником и соотечественником Амоса. Но на основании разности в обличительных речах их продолжительности правления современных им царей Озии и Иеровоама II, правильно считать Амоса жившим значительно ранее Осии. Осия был свидетелем более грустного нравственного состояния Израильского царства, чем Амос. Посему можно думать, что Амос жил в первой половине современного Озии правления Иеровоама II, Осия - во второй половине и при преемниках Иеровоама II до падения Израильского царства включительно (Ос. 1:1), так как был современником царя Езекии, при коем пала Самария. А потому речи Амоса составляют единственный памятник как скорбей и бед Израиля, так и его утешений за указанное время правления Иеровоама. По книге Амоса должно составлять суждение о нравственном состоянии Израильского царства за указанное время, о его пороках и преступлениях, по ней же должно судить и о том, на что надеялся и уповал и мог уповать истинный Израиль того времени, чем и как Господь сохранял и воспитывал Своих истинных чад на их пути ко Христу и Его Церкви.

Rambler's Top100