Горский Александр Васильевич
(16.08.1812, Кострома - 11.10.1875, Сергиев Посад) - церковный историк и богослов, ректор Московской Духовной Академии. Родился в Костроме в семье профессора семинарии, ставшего потом священником, кафедральным протоиереем. В 1828 г. переведен (в 16 лет, минуя богословский класс) из костромской семинарии в Московскую Духовную Академию. Окончив курс в 1832 г. третьим магистром, назначен профессором церковной и гражданской истории Московской семинарии. 19 авг. 1833 г. переведен в МДА бакалавром на кафедру церковной истории. 19 янв. 1837 г. возведен в звание экстраординарного профессора, а 9 сент. 1839 г. - ординарного профессора. С 1842 г. по 1862 г. был библиотекарем Академии. 24 марта 1860 г. рукоположен митр. Московским Филаретом во священника (приписан к Архангельскому собору в Кремле), в том же году произведен в протоиереи. Это был первый в России случай, когда рукополагали, в нарушение обычая, безбрачного и отказавшегося принять монашество. 23 окт. 1862 г. назначен ректором Академии (первый случай назначения ректора из белого духовенства). По должности ректора перешел на кафедру догматического богословия. В февр. 1865 г. за ученые заслуги удостоен от Св.Синода степени доктора богословия.
Награжден митрой, орденом Анны 1-й степени.
Был членом Редакционного Комитета по изданию Творений святых отцов с момента его возникновения в 1841 г., членом-корреспондентом Императорского Археологического Общества с 1850 г., членом Общества Любителей Российской Словесности с момента возобновления в 1858 г., почетным членом Московского Общества Любителей Духовного Просвещения с 1863 г., почетным членом Московского университета с 1864 г., членом Общества Истории и Древностей Российских с 1864 г., почетным членом Киевской Дух. Академии с 1865 г., доктором русской истории С.-Петербургского университета с 1866 г., членом-корреспондентом Южно-Славянской Академии Наук и Искусств с 1870 г., почетным членом С.-Петербургского Общества Любителей Духовного Просвещения, Казанской Духовной Академии, Братства Святителя Петра митрополита с 1872 г., членом-корреспондентом Академии Наук.
В течении 30 лет с 1833 по 1862 гг. А.В-ч преподавал в МДА церковную историю. Курсы “Евангельской истории” и “Истории Церкви Апостольской”, изданные уже после смерти А.В-ча в 1880-1883 гг. в периодическом издании МДА “Прибавления к Творениям Святых отцов” (2-е изд.-Серг.Посад,1902), были составлены в начале 40-х. В это же время А.В-ч начинает публиковать в журналах (“Прибавления”, “Христианское чтение”, “Московитянин” и др.) работы по истории Церкви. Особенно значительны его святоотеческие жизнеописания: Афанасия Александрийского, Василия Великого, блаж.Феодорита, св.Епифания. В этих трудах А.В-ч предстает как знаток и аналитик первоисточников едва ли не на всех языках, первый на Руси ученый в области общецерковной истории.
Метод его работы вполне научный. Он был убежден, что церковная история как наука подлежит общим законам исторической истины и должна пользоваться только достоверными источниками. Но церковная история - “не сборник только фактов, мертвых и сухих, она - наука, которая, собирая их, должна проникать во внутреннюю их связь, извлекать идею факта из самого факта. Каждый отдел церковной жизни в известную эпоху должен излагаться таким образом, чтобы данные раскрывались во внутренней связи между собой, так чтобы целое представляло собою... живое органическое развитие”. Взгляд А.В-ча - историософский. Три главнейшие стороны церковно-исторической жизни он рассматривает, как обнаружение действия трех лиц Св. Троицы. “1) В призвании народов в Церковь проявляется особенное действие Бога Отца. С историею призвания соединяется история гонений, мучеников, апологетов. 2) Руководство в церкви - дело Главы церкви [Христа-Сына Божия], служение которого продолжается в церкви. Здесь раскрывается история учения, богослужения и управления (церковь - училище, храм и царство). 3) Раскрытие положенных начал в жизни христианской - под особенным влиянием Духа Святого (монашество, жития святых, главные черты общественной нравственности)”.
Наибольшую научную ценность представляют труды А.В-ча в области русской церковной истории. Сюда он внес метод сравнительного изучения Русской и Константинопольской церквей, позволивший осветить ряд темных мест в истории, и широкое использование ряда вспомогательных наук. Это придает его работам печать редкой самостоятельности и долговечности. История Русской церкви не была приведена А.В-м в систему, что он считал преждевременным до завершения исследований по летописям и другим памятникам истинного значения каждого лица и события. В своих статьях А.В-ч впервые исследует: паннонские жития Кирилла и Мефодия (“О св.Кирилле и Мефодие”//Московитя-нин.-1843.-Ч.3); “Слово о законе и благодати” митр.Илариона (“Памятники духовной литературы В.К.Ярослава I”//Прибавления.-1844.-Т.2); свидетельства о походе руссов на Амстриду (“О походе руссов на Сурож”//Записк.одесск.общест.истор.-1844.-Т.1); “Послание к Василию архим. печерск. XII в.” (Прибавления.Т.10); письмо “о нелюбках” между заволжцами и иосифлянами (“Отношение иноков Кириллова белоозерскаго и Иосифова волоколамскаго монастырей в XVI в.”// Прибавления.-Т.10) и др. памятники. А.В-ч создает биографии киевских и московских святителей (Прибавления.-Т.1,2,4,6,11,16). Его монография “Историческое описание свято-троицкой Сергиевой лавры”, написанная по поручению митр.Филарета, с 1842 по 1910 гг. имела 10 изданий. Также по поручению московского митрополита был создан и самый знаменитый труд А.В-ча (совместно с К.И.Невоструевым), “Описание славянских рукописей Синодальной библиотеки”, награжденный первой Ломоносовской премией в 1867 г. Превосходная оценка этого труда дана в лекции проф.Н.С.Тихонравова (“Горский и Невоструев”//У Троицы в Академии:Сбор-ник.-М.,1914): “Это - сокровищница критически очищенных фактов для истории языка как русского, так и южно-славянского... [труд], который составляет основу для изучения древне-русской литературы... Здесь впервые поставлены и в значительной мере решены такие важные вопросы, как судьба кирилло-мефодиевского перевода Св.Писания, вопрос о составе Библии в др.Руси... Найдены греческие произведения, неизвестные в подлиннике... Изучая оригинальные памятники славянской и русской письменности, А.В-ч отмечает все встречающиеся в них указания на нрав и быт народный, все черты, характеризующие время... Глубокое знакомство с произведениями отцов греческой церкви дало возможность Г-му определить значение произведений славянской литературы”. При жизни А.В-ча было издано пять томов (М.,1855-1869), т.VI издан в 1917 г.(Чтения в ОИДР.-1917.-кн.IV).
Курс догматического богословия, который А.В-ч читал последние 13 лет, своим историческим подходом резко отличался от принятой в его время схоластики и не мог быть напечатан. Как “ересь” воспринималась его мысль о развитии догматов.
Сначала А.В-ч излагал историю догмата, потом - главнейшие тексты библейские, давая их истолковательный анализ. Далее обсуждались спорные с католиками и протестантами стороны догмата и, наконец, опровержение рационалистических возражений, философско-логическое раскрытие и обоснование догмата. Здесь, в постижении и проникновении внутреннего божественного смысла истории, руководимой божественным промыслом и осуществляющей божественную волю, особенно в истории Церкви и главнейших церковных догматов, как высших и точнейших выразителей исторической истины, находит завершение философия истории А.В.Горского. Этот курс слушал Владимир Соловьев, что заметно в его богословских воззрениях[1].
Важный духовно-научный вклад внес А.В-ч и своим переводом ряда новозаветных книг для издания 1860-1862 гг.
Митр.Московский Филарет готовил свои решения, а И.Срезневский, Ф.Буслаев, Н.Тихонравов, М.Погодин и др.ученые писали свои труды, пользуясь научной помощью А.В-ча.
Велико значение А.В-ча для русского духовного просвещения. Все лучшее и светлое в Московской Академии идет от А.В-ча и Ф.А.Голубинского - “его первообраза” (по выражению Н.Гилярова-Платонова). Влияние А.В-ча, создавшего историческую школу в Академии, было не только научно-педагогическим, но и духовно-нравственным. Студенты называли А.В-ча “папашей”. “В Академии жизнь богатая внутренним содержанием, правильно установленная, ни в каком случае не отрешенная от мира и не закабаленная в безжизненных формах... гармоническое сочетание формы и идеи, закона и благодатной любви...особенно бережно относились к молодежи, всячески поддерживали падающих; за погубление молодых талантов молодежи никому из истинных по духу учеников Г-го не придется отвечать перед Богом...Последующие “реформаторы” не оказались на высоте понимания гениальной педагогии А.В.Г-го”.(Воспоминания студента//”У Троицы в Академии”).
Умер А.В-ч в своем доме, будучи приобщен Св.Тайнам, со словами: “хочу домой”.
Библиография трудов А.В-ча, изданных до 1879 г. у С.К.Смирнова в “Истории Московской Духовной Академии”(М.,1879). Позже, помимо указанных выше лекций, VI т. “Описания” и переизданий “Истории Лавры”, ряд его статей, речей, писем был издан в “Прибавлениях”. Отдельно издана работа “О священнодействии и помазании царей на царство”.-М.,1882; “Дневник”.-М.,1885; “Слова”.-Серг.Пос.,1895. Ряд серьезных работ, изданных, как сочинения студентов, учеников А.В-ча, писались в большой степени им. Это “Взгляд на историю русской Церкви” П.Фивейского (М.,1834), “История Флорентийского собора” И.Остроумова (М.,1847), “Свят.Димитрий Ростовский” В.Нечаева (М.,1848) и др.
Библиография работ, посвященных А.В-чу приведена в статье свящ.П.Постникова “Очерки жизни и деятельности А-ра В-ча Г-го” в юбилейном сборнике “У Троицы в Академии, 1814-1914 гг.”.-М.,1914. Там же много и других материалов, посвященных А.В-чу. Помимо этого статья С.И.Смирнова в сборнике “Памяти почивших наставвников”.-Серг.Пос.,1914; Записки И.И.Срезневского и А.Ф.Бычкова в “Приложении к отчету о первом присуждении Ломоносовской премии”//Зап. И.А.Н., т.XIII, 1867; материалы в юбилейных (октябрьско-ноябрьских) номерах “Богословского вестника” за 1914-1916 гг.; глава “Ректор Академии проф. прот.А.В.Горский” в статье свящ.А.Салтыкова “Краткий очерк истории Мос.Дух.Акад-и” (Богословские труды. 300 лет МДА.-М.,1986).
А.Платонов
Статья издана в сокращении в энциклопедии "Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 года. Т.1. М., 1994"
[1] Значение посещения Владимиром Соловьевым лекций Горского и Кудрявцева-Платонова в МДА недооценивается нашими историками философии. Известно, что идея Софии была важнейшей еще у учителя этих профессоров МДА – выдающегося философа протоиерея Феодора Голубинского. Таким образом, распространенный упрек духовных академий в том, что религиозно-философская мысль у нас развивалась вне их, весьма несправедлив.