Карта сайта

Голубинский Феодор Александрович

(22.12.1797, Кострома - 22.08.1854, Кострома) - создатель первой системы русской православно-христианской философии, профессор Московской Духовной Академии. Сын псаломщика (впоследствии священника) Александра Андреевича (фамилии не было). Фамилию “Голубинский” Феодору Александровичу дали в семинарии за кроткий нрав. Учась в семинарии, занимал должность информатора греческого языка. В 1814 г. был вызван из костромской семинарии в состав 1-го курса открывшейся тогда Московской духовной академии. Участвовал в создании в 1816 г. и деятельности студенческого философско-богословского общества “Ученые беседы”. Окончил курс в 1818 г. третьим магистром. Оставлен при академии бакалавром по философии. С 1820 определен членом Конференции Академии. В 1822-м г. назначен экстраординарным профессором, в 1824-м - ординарным профессором философских наук. В 1826 г. определен членом Комитета цензуры духовных книг. В 1828 г. рукоположен во священника (приписан к Вознесенскому монастырю в Кремле; служил в Сергиевом Посаде). В 1829 г. произведен в протоиереи, определен членом Академического правления.

Награжден скуфьей, камилавкой, наперсным крестом, орденами Анны 3-й и 2-й степени.

Был членом Редакционного Комитета по изданию Творений святых отцов; член С.-Петербургского Археологического и Копенгагенского общества северных антиквариев.

С 1818 до 1822 преподавал историю философских систем; с 1822 по 1830 метафизику и нравственную философию и с 1824 по 1830 введение в философию; с 1830 до 1842 историю философских систем; с 1842 по 1854 метафизику и историю древней философии.

Философия Ф.А-ча

В философии Ф.А-ч видит не теоретическую доктрину, но - “мудрость жизни”. Он различает два смысла слова “философия”: 1)состояние духа в его стремлении к познанию; 2)ведение или знание, т.е. систему, науку. Первое важнее и человек должен проводить в нем всю жизнь. Оно относится ко второму, как сущность к форме. Отсюда, самое важное в философии и для философа - выработка внутреннего “философского настроения” или “состояния духа”, развитие “любви к мудрости”. Предмет любви, человеку врожденной, которую философия должна возбудить в человеке и направить, составляет премудрость Божественная и человеку предназначенная. Разум человека, нисходя от Существа Высочайшего к Его мудрым делам, открывающимся в устроении как природы внешней, так и внутренней природы нашего духа, обретает мудрость познания. Раскрывая свою собственную любовь в внешних действиях, усовершая себя и очищая, восходит человек к уподоблению себя Богу любви. Это можно назвать мудростию жизни. Философия - система познаний о всеобщих, главнейших, существеннейших силах, законах и целях природы внешней и внутренней, а также о свойствах Виновника их - Бога. Познание опирается на опыт внешний и внутренний с одной стороны, и на идеи ума, которые направляются на порядок и красоту целого, но также на предполагаемые невидимые силы, скрытые под видимою оболочкой явлений. Функция интеллекта (рассудка) при этом остается формальной, его дело вносить единство в разнообразие, распределяя последнее по родам и видам. Это - естественные источники познания, откровения опосредственные. Возможность философского познания обусловливается самодостоверностью человеческого мышления. Самодостоверность мышления есть тоже что самодостоверность основного закона мышления, закона противоречия (“не истинное ложно”). Стремление ограниченного человеческого мышления к безграничному предполагает собою идею Единого Бесконечного Бытия, прирожденную человеку. Смутная психологическая форма идеи Бесконечного - “аксиома сознания”, ощущаемая через действие этой идеи в себе, служит для разума побуждением к приобретению познания. Идея Бесконечного в нас возникает и действует вследствие непосредственного откровения Бесконечного нашему уму (духу). Истинное познание - живое, духовно (разумом, волей и чувством) усвояющее познаваемое познающему. Философия должна быть “путем жизни”.

Человеческое мышление получает оправдание и спасение в образе “мышления и познавания нашего Спасителя Богочеловека во время Его земной жизни... Господь Иисус Христос своим человеческим разумом, действовавшим всеконечно-основательно и правильно, разумевал собственную свою мысль, -именно мысль, принадлежащую Его всетворческому и вседержительному Божеству, с которым единолично соединено и все Его человечество”. Содержание философии определяется естественным откровением. Его недостаточно ни теоретически, ни практически. Нужно откровение сверхъестественное - Божественное учение пророков, преподаваемое Церковью. Чтобы откровение усвоялось человеком, нужны откровения личные. Так как при изучении опыта философия не ограничивается рассудком, как то делают прочие науки, но обращается к руководственной помощи ума (высшей силе в человеке), все озаряющего идеею Бесконечного, то опыт в философии получает совсем другой смысл и значение, чем в остальных науках. Дело опыта - есть через представление конечного служить к возбуждению, раскрытию идеи о Бесконечном. Опыт противополагает идее Единого Бесконечного многоразличность предметов конечных, чтобы “единовидный, лучеразнственный свет ее, который иначе терялся бы для нас, простираясь в беспредельность, к оным приражался и, отражаясь, ...по частям преломляясь в разнообразных цветах, становился удобоприемлемым для ока созерцающего”.

Основная часть философии Ф.А-ча - метафизика. Задача метафизики - основываясь на идее Бесконечного и применяя к ней данные внешнего и внутреннего опыта, привести в систему познания о свойствах Бесконечного существа и о сходстве или сообразности с Ним существ конечных, как материальных, так и духовных. Из определения метафизики вытекает ее разделение на части. Средоточие метафизики есть идея Бесконечного. Но Бесконечное может быть рассматриваемо 1)само в себе, в его бытии и свойствах; 2)в его отношении к миру, в котором можно различать: 1) отношение к существу свободно-сознательному, человеку и 2) отношение к природе внешней. “Прежде нежели из Бесконечного объяснять конечное, должно дойти до Бесконечного путем естественным и без скачка, дабы иметь основание самой веры в Бесконечное, то есть необходимо сначала исследовать Бесконечное в его идее”. Отсюда четыре части Метафизики, которые в порядке их взаимозависимости, должны быть расположены так: 1) Онтология, подразделяющаяся на два отделения: на учение о коренных и всеобщих свойствах бытия конечного и на учение о Бесконечном; 2) Богословие; 3) Психология умственная (Пневматология); 4) Космология.

Категории вполне применимы к бытию неограниченному и всесущественному. Оно доступно человеческому познанию, так как идея безконечного по бытию и совершенствам неразрывно связана с природой человека. Необходимое существование (“невозможность небытия”), существование от себя (независимое), полнота бытия и совершенств, неизмеримость и вездеприсутствие, отрешение от ограничений - эти качества Абсолютного сущего конечному существу не могут быть свойственны. Но существование и самодеятельность, во-первых, и духовные совершенства, хотя бы в начатках и ограниченных степенях, во-вторых, могут и должны быть уделены существу конечному. Самосознание души не является первоначальным. Душа потому сознает себя единой, что имеет в себе образ Единого. Богословие содержит учение о доказательствах бытия Божия, свойствах Божиих, миротворении и мироправлении. Умозрительная психология рассматривает богоподобные свойства души человека. Стоит только утвердить, что в нас есть закон для всего конечного и условного искать Бесконечное и Безусловное, есть стремление к Нему, чтобы доказать несомненно бытие в нас идеи Бесконечного. Но имеет ли эта идея предметное значение? Соответствует ли ей, вне нас Бесконечное существо? Как мы познаем Его - какою силою? Мы познаем Бога умом (духом), вследствие сродства и общения с Ним.

Любимым предметом умственной психологии для Ф.А-ча было учение о бесплотных духах и о состоянии души по разрешении от тела. Отношение Идеи Бесконечного к внешней природе рассматривает Космология . Мир - живое целое. В каждом конечном бытии есть свой центр. Все, включая так называемый неорганический мир, от былинки до громадного небесного тела, исполнено жизнью, во всем должно быть внутреннее средоточное начало, постоянное при всех внешних явлениях, - это и есть субстанция или начало внутреннее, само из себя действующее, на котором держится все явление.

В курсе Истории философских систем Ф.А-ч подробно излагал учения Платона, Аристотеля, Конфуция, Лао Цзы, Зороастра, Пифагора и других философов, в их учении он видел путь приготовления человечества к принятию христианства. В системах Платона и Пифагора Ф.А-ч видел зачатки учения о Божественной Премудрости, вечном плане творения. У неоплатоников он ценит “чистую мысль о Боге, что Он есть Один и свободное Начало всего сущего”, два “образа воззрения на Божество: 1) как на неприступное и непостижимое; 2) как на являющееся в действиях своих”. Курс основывался на идее исторического развития, причем прошлое представало не ушедшим, но живым и действующим в настоящем. “Для кого не существует прошедшее, тот не имеет ни ревности, ни довольного сведения для того, чтобы хорошо располагать настоящим”. Философская система Ф.А-ча глубоко впитала в себя учения многих философов от Платона до Гегеля. Много Ф.А-ч взял у Якоби, Баадера, Шуберта, Пуаре, Бутэна, но он не был эклектиком. О творческом его отношении к предшественникам свидетельствуют такие слова: “Цицерон думал, что нет философской системы, в основании которой не лежал бы какой-нибудь великий абсурд. Я думаю, с другой стороны, что нет ни одного широко распространенного заблуждения, в основании которого не лежало бы фундаментальной истины”. В.Зеньковский подчеркивает, что “мысль Голубинского очень цельна, в ней очень ярко выступает внутреннее единство; он стремился к синтезу свободной философской мысли и данных Откровения”.

Ф.А-ч создал в Московской Духовной Академии философскую школу онтологизма, укореняющего духовные движения человека в Боге. Его последователями были В.Д.Кудрявцев-Платонов, Алексей И.Введенский, еп.Никанор, А.М.Бухарев (архим.Феодор). Его формулировка философии была широко воспринята нашей духовной философией. Большое значение для русской философии имела идея Ф.А-ча, воплощенная им в своей жизни, о том, что философское познание, как восприятие Премудрости

Божией, не доступно одному интеллекту, но является делом жизни цельного духовного человека, преображающего окружающую жизнь, светскую культуру и быт в духе премудрости Божией. То основоположное значение, которое Ф.А-ч придавал в своей философии Премудрости Божией, было, по свидетельству о.П.Флоренского, воспринято (через сына Ф.А-ча - Димитрия Феодоровича) и развито Вл.Соловьевым в его софиологии. Историософия Ф.А-ча сформировала основные понятия Н.И.Надеждина. Имело место влияние Ф.А-ча на славянофилов. Вместе с тем, очевидно, что философия Ф.А-ча не сыграла значительной роли в борьбе идей XIX-XX веков. Объяснение этому дал Вл.Соловьев. Называя Ф.А-ча “богатырем мысли и знания”, он указывает на отсутствие у нас науки, как сообщества исследователей. “Наши лучшие ученые похожи не на притоки могучих рек, текущих в моря...,- а только на ключи, одиноко бьющие в пустыне”.

Ф.А-ч был известен русскому обществу не только, и не столько своей философской системой, сколько своим духовным обликом, но и философия его была не теорией, а “мудростью жизни”. Многое говорит о том, что он был серьезным богословом. Так он, как и его духовный друг, алтайский миссионер архим.Макарий (Глухарев), переводил Библию; переводил на немецкий язык “Катехизис” митр.Филарета; оставил глубокие проповеди; в своей деятельности цензора не столько препятствовал “предосудительным” книжкам, сколько редактировал хорошие, и прежде всего в части богословия (он исправлял богословские ошибки, вкравшиеся в подготовленных И.В.Кириевским переводах святоотеческой литературы старца Паисия Величковского, в статье В.А.Жуковского “Две сцены из “Фауста”, неточности в проповедях свят.Иннокентия Херсонского). В свои редакторские труды Ф.А-ч вкладывал недюжинное трудолюбие, так для нескольких строк цензорских в книге Венелина он перечитал тома. Много сил отдал Ф.А-ч переводам немецких авторов.

Ф.А-ч был сторонником “внутреннего христианства”, духовного течения александровской эпохи, церковная ветвь которого стремилась восстановить и распространить христианское просвещение, миссионерство, мистическое и интеллектуальное познание, христианское единство, преодолеть межконфессиональную рознь и, шире, вести духовный диалог с представителями всех религий и течений. Среди обращенных Ф.А-чем в христианство был вольтерианец граф В.Толстой, иудей Гирш Карасин. Ф.А. обладал даром духовного совета. В доме Ф.А-ча бывали иерархи и дьячки, ученые и странники, масоны, рационалисты, сектанты. К нему митр.Филарет посылал иностранных гостей смотреть Троицко-Сергиевскую Лавру, Академию, да и самого Ф.А-ча. “Ф.А-ч был главою наставников, столпом Академии и патриархом философов”(Д.Кастальский), живым преданием Академии. Все ректора и профессора Академии, многие иерархи на протяжении нескольких десятилетий были его учениками. Память и любовь к ученикам у Ф.А-ча была удивительной. Он узнавал по почерку всех воспитанников Академии за тридцать лет и называл по имени, отечеству и фамилии. Многие видные писатели и деятели почитали Ф.А-ча “умнейшим, образованнейшим и прекраснейшим представителем русского духовенства и русской науки” (кн.А.Голицын, немецкий барон А.Гакстгаузен, граф М.В.Толстой, М.П.Погодин, С.П.Шевырев и др.).

В 1854 г. Ф.А-ч представлен к увольнению, т.к. здоровье его ослабло. В последние минуты перед кончиной Ф.А. сказал священнику: “теперь я вижу истинный свет”. Когда Филарет, митр. Московский узнал о кончине Ф.А-ча, он писал: “Мир душе отца протоиерея Феодора: когда вземлются добрые, мне приходит на мысль, не приближается ли наказание нам остающимся”.

При жизни Ф.А-ча основные его работы не были напечатаны. Библиография его произведений, изданных до 1879 г. дана в “Истории Мос.Дух.Академии” С.Смирнова. Впоследствии в Чтениях Об-ва любит.дух.просвещ-я были изданы его лекции:

1)        Лекции философии. В.1. Введение в философию и метафизику.-М.,1884, 2) Лекции философии. В.2. Онтология.-М.,1884, 3) Лекции философии. В.3. Онтология. Учение о категориях.-М.,1884, 4) Лекции философии. В.4. Умозрительное богословие, 5) Лекции философии. Умозрительная психология.-М.,1898. В 1905 г. издана книга: О физико-телеологическом доказательстве бытия Божия /Голубинский; Кудрявцев; Аквилонов (СПб.) Изданы также ряд писем, проповедей и стихотворений Ф.А-ча.

О Ф.А-че Г. Глаголев С. Прот.Ф.А-ч Г.//Памяти почивших наставников.-С.Пос.,1914; его же// Православная Богословская энциклопедия. Т.4; Введенский А.И. Прот.Ф.А-ч Г., как профессор философии//Богословский вестник.-1897.-N 12; С.Смирнов. Прот.Ф.А-ч Г. Биографический очерк.-М.,1855; Толстой М. Хранилище моей памяти//Душеполезное чтение.-1891.-ч.1; Иванов В., прот. Становление богословской мысли в МДА //БТ:МДА 300 лет.- М., 1986.- С.133-142; Платонов А. Костромичи в Моск.Дух.акад-ии. Ф.А-ч Г.//Благовест (Кострома).-1990.-N 5; Платонов А.А. Голубинский Ф.А. // История Отечества: Энциклопедия. Т.1.- М.:БРЭ,1994.

А.А.Платонов

Отечественная история. История России
 с древнейших времен до 1917 года:
Энциклопедия. Том первый. М.: Большая российская энциклопедия, 1994.

Rambler's Top100